статья

Вспомогательное здание:
правила регистрации и постановки на учет

Что такое вспомогательный объект недвижимости?

Четкого определения объекта вспомогательного использования на законодательном уровне не установлено, но исходя из судебной практики и практики иных законодательных органов, существуют общие критерии отнесения объекта недвижимости к вспомогательному:

  1. Расположение вспомогательного объекта на одной земельном участке с основным строением;
  2. Наличие непосредственной связи с главным строением - выполнение вспомогательной функции;
  3. Невозможность использования вспомогательного объекта недвижимости без основного.

Какие объекты считаются вспомогательными?

В зависимости от вида разрешенного земельного участка и функции основного строения, к вспомогательным объектам могут относиться бани, теплицы, гаражи, павильоны, склады, котельные и иные здания или сооружения. Такие объекты не должны иметь одинаковое назначение и наименование с основным строением и выполнять одну функцию. Необходимо подчеркнуть, что регистрация прав проводится только в отношении недвижимых объектов. Вместе с тем, практика показывает, что объекты, относящиеся к категории опасных производственных, а также линейные объекты не признаются вспомогательными.

Допустимые параметры строительства вспомогательных объектов

Параметры строительства таких объектов определяется с учетом действующих градостроительных регламентов. Так, предельные параметры вспомогательного объекта (площадь, высотность, количество этажей) могут быть установлены Правилами землепользования и застройки. Например, правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга ограничивают площадь вспомогательных видов использования до 30% от основного строения. Однако, каждый объект нужно рассматривать индивидуально.

В практике ведения кадастровой деятельности установлены случаи, когда объект вспомогательного использования был по площади больше основного объекта (например, главным строением выступало производственное здание, а вспомогательным – склад).

Другой пример вспомогательного здания - здание Энергоцентра, расположенное на одном земельном участке с основным зданием.

Документы, необходимые для кадастрового учета вспомогательного объект

Важной особенностью постановки на учет вспомогательных объектов является отсутствие необходимости получения разрешения на строительство и последующего разрешения на ввод в эксплуатацию. Постановка на ГКУ происходит в упрощенном порядке. На основании правоустанавливающих документов на земельный участок и декларации об объекте недвижимости подготавливается технический план. В заключении технического плана объясняется по отношению к какому объекту данное здание выполняет вспомогательную функцию, какую именно функцию выполняет и на основании какого документа сделан такой вывод (например, проектной документации).

Этапы постановки вспомогательных объектов на кадастровый учет

Постановка на ГКУ вспомогательных объектов происходит по стандартной процедуре. Правообладатель земельного участка, на котором возведен вспомогательный объект недвижимости, или другое заинтересованное лицо обращается к кадастровому инженеру и заключает договор на подготовку технического плана.

После чего кадастровый инженер проводит предварительный анализ имеющейся документации и производит сбор недостающих сведений. На следующем этапе работ кадастровый инженер выезжает на обследование здания: проводит обмерные работы, выполняет геодезическую съемку. Если основанием для подготовки технического плана является декларация, то на правообладателя объекта недвижимости или его представителя возлагается обязанность на составление и заверение подписью данного документа. Во избежание ошибок кадастровый инженер может подготовить декларацию самостоятельно или проконсультировать заказчика в случае возникновения трудностей при заполнении.

Итогом выполнения работ кадастрового инженера является технический план в электронной форме в виде XML-документа, подписанный усиленной квалифицированной электронно-цифровой подписью и содержащий все необходимые для кадастрового учета сведения об объекте.

Технический план на электронном носителе (диске), оплаченная государственная пошлина за регистрацию права на объект недвижимости подаются в многофункциональный центр того субъекта РФ, в котором он расположен. Заявление о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости заполняется специалистом МФЦ.

Документы, регламентирующие учет и регистрацию прав

Результаты судебной практики и практика выполнения кадастровых работ в отношении объектов вспомогательного использования (со ссылками на разъясняющие документы) изложены в Письме Министерства экономического развития РФ No50-70010-1018 от 07.02.2019/19. Результаты обращений кадастровых инженеров и других заинтересованных лиц в отношении конкретных объектов недвижимости можно найти на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.
Статью подготовил
Кадастровый инженер Александр Ершов

Узнать стоимость
кадастрового учета и регистрации вспомогательного здания

напрямую от кадастрового инженера
You agree with our Terms and Conditions
ВАМ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО